Ob7qzGZ0QzQ

Система СПО нуждается в новых педагогах-инженерах

14 марта в Российской академии образования прошел онлайн семинар-практикум «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования». Семинар провела Лаборатория развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО совместно с Отделением профессионального образования РАО при поддержке Министерства просвещения РФ и Союза директоров ССУЗ России.

В работе Семинара приняли участие представители Российской академии образования, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных учебно-методических объединений СПО, руководители образовательных организаций и научных учреждений.

Прозвучали приветствия президента РАО Ольги Васильевой и сенатора, заместителя председателя комитета Совета Федерации Людмилы Скаковской.

На рассмотрение был вынесен актуальный вопрос «Совершенствование подготовки, переподготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров как ключевой фактор развития системы СПО».

Масштабные задачи по модернизации российской экономики и ее переводу на суверенный путь развития за счет технологического перевооружения ключевых отраслей базируются на новых знаниях и технологиях, применение которых предъявляет высокие требования к квалификации специалистов и системе подготовки кадров в целом.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 22 декабря 2023 года В.В. Путин в своём выступлении подчеркнул:

«…Установлены задачи по таким ключевым направлениям как обеспечение экономического суверенитета: технологического и кадрового, инфраструктурного, финансового, а также структурные изменения нашей внешнеэкономической деятельности… Наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров и хороших, высоких заработных плат… Надо формировать новые требования к системе профессионального образования, к подготовке и переподготовке рабочих и инженерных кадров, управленцев. Запускать новые и расширять действующие программы».

Ведущие работодатели и современные высокотехнологичные компании остро нуждаются в выпускниках системы СПО, обладающих современными профессиональными компетенциями. Прогнозный дефицит таких специалистов на рынке труда к 2030 году составляет порядка 2 миллионов человек.

Виктор Дёмин, возглавляющий лабораторию развития СПО РАО, подчеркнул: «Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего создать качественно новую систему подготовки педагогических кадров».

Алексей Овчинников, начальник Управления развития профессионального образования Российского университета транспорта, привел данные: «Сегодня в Российской Федерации такие программы реализует 81 университет, часть из которых подведомственны Минпросвещения России. При этом ежегодный выпуск университетами специалистов по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» составляет чуть более 4000 человек при общей потребности около 30 000 человек. То есть 13 % от необходимого. Это создает серьезные проблемы как с обеспеченностью кадрами системы СПО, так и с качеством профильной подготовки обучающихся».

Очевидно, что стране необходимы новые подходы в этом направлении, внедрение адресной инженерно-педагогической подготовки преподавателей СПО в партнерстве с промышленными предприятиями и организациями, а также ведущими колледжами.

Новые педагоги-инженеры будут способны отвечать на глобальные вызовы, владеть наукоёмкими и мультидисциплинарными технологиями, работать в кросс-функциональных командах в гибких форматах.

Приоритетными для внедрения подготовки инженерно-педагогических кадров будут такие высокотехнологичные отрасли как: автомобилестроение (электротранспорт), авиастроение, двигателестроение, энергомашиностроение, нефтегазовое и транспортное машиностроение, атомная энергетика и атомное машиностроение, станкостроение, приборостроение, ракетостроение и космическая техника, судостроение и морская техника, электронная техника и связь, транспорт, строительство, биотехнологии и медицинская техника, химические технологии, добывающие отрасли и т.д.

Чтобы грамотно подготовить внедрение новой программы, участники Всероссийской конференции сформулировали рекомендации Российской академии образования, Министерству просвещения РФ и Министерству науки и высшего образования РФ, исполнительным органам госвласти субъектов РФ и руководителям образовательных организаций СПО. Результатом должен стать глобальный мониторинг реальной ситуации, разработка механизмов взаимодействия сторон и самой подготовки кадров.

Завершая семинар, Виктор Дёмин предложил создать рабочую группы на базе РАО и продолжить конструктивный диалог всех заинтересованных сторон для формирования и реализации конкретных предложений по развитию профессионально-педагогического образования в современной России.
Ближайшая площадка — 25-26 апреля 2024 года, Санкт-Петербург, Международная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования».

Обсуждение закрыто.