DSC05712

СПО: кадровый дефицит, объединяющая сила Профессионалитета и необходимые корректировки

28-29 ноября прошел Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке» – одно из ключевых ежегодных мероприятий Недели науки и профессионального образования северной столицы, организованных Комитетом по науке и высшей школе Правительства СПб. 

От парты до работодателя – по азимуту

Одна из важных содержательных площадок конгресса была подготовлена Союзом директоров ССУЗ России и Советом директоров организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. Круглый стол «Роль профессионального сообщества в гармонизации отношений между рынком труда и образованием» заявил одну из самых актуальных тем развития профобразования.

Заинтересованность работодателей и учебных заведений друг в друге должна стать одним из главных маяков системы СПО. Насколько им удастся выстроить тесное и продуктивное сотрудничество, настолько качественным будет конечный результат процесса подготовки кадров. А чтобы поиск делового партнера не зависел от случая, чтобы для каждой образовательной организации он не становился изобретением велосипеда, необходимо подключение сообществ, аккумулирующих опыт, помогающих прокладывать путь по азимуту. Неподдельный интерес к вопросу у участников диалога — представителей системы образования, работодателей, органов исполнительной власти – подтверждает его важность.

На круглом столе присутствовало более 260 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Читы, Тюмени, Барнаула, Вологды, Воронежа, Брянска, Екатеринбурга, Красноярска, Краснодарского края, Московской, Волгоградской, Ростовской, Тверской, Тамбовской областей, Крыма, Мордовии, ЛНР, Ханты-Мансийского АО, Республик Дагестан, Киргизии, Саха (Якутия).

Признание заслуг

Началась встреча с торжественного события – вручения высоких правительственных и общественных наград.

Звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» по ходатайству Союза директоров ССУЗ России были удостоены Анатолий Кривоносов, директор Академии управления городской средой, градостроительства и печати, вице-президент Союза директоров, и Виктор Смирнов, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, председатель Совета директоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Президиума Союза директоров.

Президент Союза директоров ССУЗ России, заместитель председателя комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты РФ, советник Министра просвещения РФ Наталия Золотарева вручила медали «За вклад в развитие Союза директоров средних специальных учебных заведений России», учрежденные к 25-летию организации, партнерам Союза, которые на протяжении долгих лет поддерживают его деятельность, и ветеранам системы. Медалями отмечены начальник аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Инна Черноскутова, вице-губернатор СПб Ирина Потехина, председатель Комитета по науке и высшей школе СПб, заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе СПб Андрей Максимов, ветераны СПО Татьяна Алимова и Валентина Косинова.

Трехсторонний диалог

В формате живой дискуссии были обсуждены вопросы: карьерная маршрутизация студентов и выпускников колледжей, причины роста интереса вузов к реализации программ СПО, пути решения проблемы дисбаланса между спросом на рынке труда по рабочим профессиям и низким уровнем безработицы, роль наставника при реализации дуальных систем обучения. Были отмечены роль Союза директоров в решении задач системы профессионального образования для развития экономики и роль федеральных проектов в развитии СПО.

Модератор круглого стола исполнительный директор Союза директоров ССУЗ России Глеб Сафонов предоставил микрофон представителям всех заинтересованных сторон.

Работодатели

Евгений Горин, исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, в своем выступлении подчеркнул, что вопрос номер один — мотивация. Любые знания бессмысленны, если человеку не интересно дальше идти на предприятие. Также он предложил на пути вперед не забывать оглядываться на пройденное:

– В нашей работе с кадрами важно соблюдать принцип сохранения традиций. К сожалению, мы часто успешно забываем опыт и внедряем новое, не совсем продуманное. У нас очень богатые традиции взаимодействия промышленной сферы, научной и образования. Доказательства налицо — смогли воспитать такие кадры, которые сделали страну передовой во многих сферах. И еще — необходимо умерить скромность. Нужно хвалить свое и воспитывать молодое поколение в гордости за российскую науку, соотечественников.

Евгений Анатольевич подчеркнул, что система подготовки кадров сама по себе не мобильна, это корабль, который быстро развернуть на ходу невозможно. Поэтому учебные центры на предприятиях позволяют оперативнее адаптировать СПО под конкретные потребности. Сейчас на производствах существует много хороших программ, которые нужно расширять, знакомить с ними СМИ, преподавателей: совместные с учебными заведениями конференции повышения престижа профессий, дни открытых дверей, «Петербург заводской». Ребятам важно реальное: увидеть труд, самому попробовать.

Нина Мельник, директор учебного центра Кингисеппского машиностроительного завода, подчеркнула, что создание учебного центра на предприятии – это насущная потребность. Образовательное учреждение не может успеть в технологическом плане за реальным производством.

Администрация

– Человеческий капитал стал ключевым ресурсом, – отметила Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. – Кадровый дефицит – не приговор, а ошибка управления. Нужно выйти из привычной колеи и попробовать новые подходы.

Людмила Юрьевна перечислила ряд таких подходов, примение которых поможет совершенствованию механизма заказа от работодателя системе профобразования: обновление института профессиональных стандартов; реальная общественная аккредитация образовательных программ; гармонизация профессиональных и образовательных стандартов, корпоративных/отраслевых; согласование КЦП (количество мест для обучения) с потребностями рынка труда; единый заказ на дополнительное профессиональное образование, в т.ч. для малых и средних организаций.

Образование

Из 70-ти вузов Санкт-Петербурга в 35-ти есть программы СПО. Этими цифрами поделился Алексей Демидов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

– Звучит мнение, что конкурсы в колледжи стали больше, чем в вузы. Это не так. На данный момент по Санкт-Петербургу они одинаковы. И тем не менее это свидетельствует, что система СПО в последнее время показывает устойчивый рост, – признал Алексей Вячеславович. Далее он поделился собственным опытом: университет промышленных технологий и дизайна вошел в программы для вузов – Приоритет и для СПО – Профессионалитет. Практика показала, что Профессионалитет более мощная по результатам и по возможностям, которые дает. В качестве примера был приведен колледж технологии, моделирования и управления при университете, где в рамках кластера Легкой промышленности на базе за 4,5 месяца на месте старого цеха с устаревшим оборудованием создан современный. В него поставлено новейшее оборудование на 140 млн руб, закупленное в кратчайшие сроки. Это выразительный реальнейший результат.

 О важности вопросов профориентации в школе еще раз сказала Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения:

– Самый сложный элемент системы – это абитуриент СПО. Часть абитуриентов, поступая в колледжи, уходят от ЕГЭ, не преследуя цель трудоустройства.

Ряд важных моментов, требующих решения, в своем выступлении отметила Елена Васина, член президиума Союза директоров ССУЗ России, председатель РОО «Совет директоров СПО СПб», директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж»:

– Многие вопросы мы можем решить сами, выстраивая эффективное сотрудничество с заинтересованными сторонами. Но часть проблем лежит в нормативно-правовом поле. Так, например, в числе показателей, оценивающих колледж, — трудоустройство. По закону колледж не должен трудоустраивать, но обязан содействовать трудоустройству. Процесс поименного трудоустройства не входит в нормативы затрат, финансируемых на реализацию образовательной услуги. Также нужна корректно выстроенная статистика. Сейчас в ней в проценте трудоустройства не учитывается, что часть наших выпускников уходит в армию.

Виктор Никитин, директор Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина, председатель Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, свою речь начал с критики отношений учебных заведений и социальных партнеров.

– Президентом страны поставлена задача – за 5 лет дать миллион специалистов рабочих профессий. Это будет очень сложно выполнить, если предприятия, которые должны быть главными адептами процесса, зачастую уходят в сторону, не спешат присоединяться финансами в рамках того же Профессионалитета. Но изменения в лучшую сторону мы видим. Уже нет, например, таких ситуаций, когда с колледжа берут деньги за то, чтобы принять студентов на практику.

В рамках круглого стола был сделан еще один реальный шаг на пути сближения образования и производства. Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» и Региональной общественной организацией «Совет директоров организаций среднего профессионального образования Санкт-Петербурга». Новый документ придаст новый стимул развитию партнерских отношений.

Дискуссия, насыщенная реальными примерами и фактами, выявила как положительный опыт, так и проблемные места. По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации по дальнейшему взаимодействию образовательных профессиональных организаций и работодателей, определены направления развития Союза директоров и региональных отделений.

Обсуждение закрыто.