-GHOaQl3pd0

Рекомендации по итогам семинара «Актуальные проблемы развития СПО»

 

14 марта 2024 г. в Российской академии образования состоялся онлайн семинар-практикум «Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования», целью которого было обсуждение вопроса совершенствования подготовки, переподготовки педагогических и инженерно-педагогических кадров для системы среднего профессионального образования как ключевого фактора его развития.

Организатором онлайн семинара-практикума выступила Лаборатория развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Всероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России».

Актуальность семинара обусловлена масштабными задачами по модернизации российской экономики и ее переводу на суверенный путь развития за счет технологического перевооружения ключевых отраслей, базирующихся на новых знаниях и технологиях, применение которых предъявляет высокие требования к квалификации и качеству подготовки рабочих кадров  и специалистов среднего звена, необходимостью научного обоснования и прогноза современного развития профессионального образования, повышения его роли в социально-экономическом развитии России.

Существенное влияние на конструктивное обсуждение вопросов на семинаре оказало Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года. Участники семинара поддержали курс Президента России, направленный на дальнейшее социально-экономическое развитие, укрепление обороноспособности и международного суверенитета России, а также решение о реализации с 2025 года национального проекта «Кадры», в котором важная роль будет отведена высшему образованию и среднему профессиональному образованию.

Онлайн семинар-практикум вызвал большой интерес у научного сообщества, среди руководителей систем высшего образования (ВО) и среднего профессионального образования (СПО) Российской Федерации. В очном формате в семинаре приняли участие 40 человек, в удаленном доступе более 160 человек.

Участников семинара приветствовали заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре Л.Н. Скаковская, Президент РАО, академик РАО О.Ю. Васильева, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации М.А. Скворцова.

В ходе семинара была дана позитивная оценка реализации государственной политики, участия бизнес-сообщества в развитии системы профессионального образования, реализации национальных проектов в сфере образования и проекта «Профессионалитет».

Участники семинара выдвинули ряд инициатив по совершенствованию трудового законодательства, стандартов и программ профессионального образования и обучения, мер государственной и региональной поддержки рынков труда. Программа семинара позволила всем участникам обратиться к богатому опыту экспертов, ученых, специалистов разных уровней образования, сфер экономики, лучшим практикам и использованию современных, в т.ч. информационных технологий в профессиональном образовании. В рамках анализа реализации национальных проектов «Демография», «Производительность труда» были рассмотрены идеи по актуализации и повышению эффективности разных стратегий управления человеческим капиталом.

Семинар способствовал выявлению внутренних образовательных ресурсов в профессиональном образовании, направленных на дальнейшее развитие системы СПО. Были определены ключевые направления в профессиональном образовании – по научному сопровождению подготовки кадров, развитию новых технологий и моделей профессионального образования. Модель «ВУЗ-колледж» оценена как эффективная форма непрерывного профессионального образования и условие повышения качества подготовки кадров, которая требует научной поддержки в развитии.

Участники семинара отметили, что на всех этапах развития СПО за его столетнюю историю вопрос обеспечения качества педагогических кадров всегда был одним из ключевых в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, их решающей роли в развитии российской экономики.  В ходе семинара было отмечено, что решение этой задачи тесно связано с необходимостью рассмотрения ряда социальных, управленческих, экономических проблем, определением статуса педагога, мастера, руководителя профессиональной образовательной организации.

По итогам семинара был сделан вывод о том, что сегодняшнее состояние системы СПО, ее научный потенциал, профессионализм педагогических кадров способен ответить на вызовы времени и решение инновационных задач в развитии производительных сил, кадрового потенциала, необходимого для укрепления российской экономики и обеспечить устойчивый темп общественного развития.

Участники онлайн семинара-практикума выявили проблемы и риски в развитии системы СПО, в том числе в вопросе современного развития её кадрового потенциала.

По итогам обсуждения в целях дальнейшего совершенствования подготовки педагогических, инженерно-педагогических кадров для системы СПО, а также для формирования предложений в национальный проект «Кадры» участники семинара приняли рекомендации:

  1. Лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО рассмотреть решение вопросов:

— о создании на базе лаборатории развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО рабочей группы ученых по подготовке предложений для формирования национального проекта «Кадры» в направлении профессионального образования;

  — о разработке предложений в части формирования раздела национального проекта «Кадры», посвященного решению вопросов обеспеченности педагогическими и инженерно-педагогическими кадрами системы СПО;

— о проведении анализа состояния и совершенствования деятельности образовательных моделей «вуз-колледж» в целях обеспечения решений современных стратегических задач научно-технического и технологического развития Российской Федерации;

— в определении научных методов и механизмов исследования образовательных моделей “вуз-колледж” по реализации подготовки кадров для развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах;

— о проведении мониторинга реализации подготовки инженерно-технических кадров в рамках созданных инновационных моделей, в т.ч. “вуз-колледж”, результаты которого обобщить и обсудить с научным сообществом;

— о восстановлении в системе СПО статуса молодого специалиста;

— о создании в РАО по инициативе ученых общественного движения «Российское сообщество ученых системы СПО» с целью усиления научного сопровождения развития системы СПО;

— по согласованию с президентом РАО предложений по организации и проведению на площадке РАО ряда научных дискуссий по тематике совершенствования подготовки педагогических, инженерно-педагогических кадров в системе СПО;

— о проведении экспертно-аналитического обсуждения результатов исследований в рамках выполнения государственного задания РАО на 2024 год «Научно-методические основы развития национальной системы высшего технического образования и среднего профессионального образования в вузах»;

— о представлении научного доклада на заседание НМС РАО на тему «Совершенствование подготовки педагогических кадров для СПО — основа развития системы среднего профессионального образования» (10 июня 2024 г., докладчик: В.М. Демин – заведующий лабораторией развития СПО Центра развития высшего среднего профессионального образования и среднего профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор);

—  об участии в подготовке и проведении международной научно-практической конференции «Подготовка педагогов как ресурс стратегического развития профессионального образования» 25-26 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге;

— о создании телеграмм-канала «Научные школы СПО» с целью активизировать деятельность по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и вовлечению их в инновационную работу РАО, в том числе в рамках «Инновационных площадок РАО».

  1. Лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации обсудить вопросы:

— о создании рабочих групп по подготовке и изданию третьего тома сборника «История СПО России»;

— об актуализации и выпуске учебников дисциплин профессиональных модулей по программам СПО, обеспечивающих подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей и предприятий военно-промышленного комплекса;

— об актуализации нормативной правовой базы профессионального образования;

— о проведении аудита состояния и эффективности, результативности системы подготовки педагогических кадров ресурсов образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» с учетом специфики профессиональных компетенций, инновационных процессов, технологий профессионального образования в подготовке преподавателей для системы СПО, состояния ее нормативной базы;

— о расширении научного педагогического образования в практической подготовке педагогов, историографии системы СПО;

— о формировании контрольных цифр приема на обучение в части подготовки педагогических кадров для СПО на долгосрочную перспективу на основе заказов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— о статусе и минимальных социальных стандартов педагогического, инженерно-педагогического работника, руководителя профессиональной образовательной организации, мерах социальной поддержки и формировании заработной платы в системе СПО;

— о дифференцированном подходе к подготовке педагогов общеобразовательных дисциплин, общепрофессиональных, специальных дисциплин, МДК и производственной практики;

— о возможности организации целевого набора выпускников колледжей в образовательные организации высшего образования (педагогические и классические) для получения высшего педагогического образования;

— о расширении основных и дополнительных профессиональных образовательных программ по формированию углубленных образовательных компетенций будущих педагогов и мастеров производственного обучения для системы СПО, в т.ч. в системе переподготовки и повышения их квалификации включая:

  • инновационные направления социально-экономического развития отраслей экономики России;
  • современные технологии профессионального образования (обучения и воспитания), выстраивание принятых в обществе социальных, воспитательных и профессиональных ориентиров;
  • взаимодействие профессионального образования в рамках социального партнерства с представителями рынка труда, бизнес-сообщества;
  • повышение качества практической подготовки, стажировок в ведущих ПОО системы СПО (студентов и преподавателей ВУЗ);
  • изучение законодательной и нормативной базы профессионального образования;
  • изучение 100 — летней истории системы СПО.

— о принятии разработанного профессионального стандарта педагогического работника и руководителя СПО;

            — о внесении дополнений к критериям оценки эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций СПО по взаимодействию с рынком труда в части показателей влияния на качественные изменения рынка труда (успешность выпускников, снижение дефицита кадров);

— о реформировании технологии поурочной системы профессионального образования и трансформации их в технологии лекционных, поточно-лекционных и семинарских занятий;

— об оптимизации видов образовательных организаций системы СПО;

— о расширении квоты на присвоение педагогическим работникам системы СПО званий «Народный учитель», «Заслуженный педагог России»;

— об оптимизации электронного учета и отчетности текущей профессиональной деятельности педагогических работников, снижении административной нагрузки на педагогические и руководящие кадры;

— о восстановлении в системе СПО статуса молодого специалиста;

— о совершенствовании системы повышении квалификации, переподготовки педагогических работников СПО на базе технопарков, факультетах ведущих технических организаций высшего образования с акцентом на общепрофессиональные дисциплины с одновременным оснащением технических профессиональных образовательных организаций учебно-лабораторным и тренажерным оборудованием для учебного процесса.

  1. Лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации рассмотреть вопросы:

— об оказании содействия в поощрении работы мастеров-наставников на предприятиях реального сектора экономики, обеспечивающих практическую подготовку студентов;

— о необходимости разработки и продвижении отраслевого методического сопровождения корпоративного воспитания обучающихся профессиональных образовательных организаций, обеспечивающего формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций и деловых качеств;

— о содействии в восстановлении института штатных мастеров-наставников на предприятиях реального сектора экономики, обеспечивающих практическую подготовку студентов.

  1. Лаборатории развития СПО Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО совместно с Всероссийской общественной организацией «Союз директоров ССУЗ России», образовательными организациями ВУЗ и СПО рассмотреть вопросы:

—  о повышении компетенций педагогических работников в части организации воспитательной работы со студентами;

— о поддержке инициативы преподавателей общеобразовательных дисциплин системы среднего профессионального образования по формированию площадок для обмена опытом по построению занятий с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся. Данный шаг позволит создать дополнительные условия для успешной реализации федерального проекта «Профессионалитет»;

— о необходимости разработки системы отраслевого методического сопровождения трудового и корпоративного воспитания обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, обеспечивающей научно обоснованные методы работы со студентами по формированию у них профессиональных и социальных ориентиров работы в трудовом коллективе и ответственности за исполняемые трудовые функции;

— о разработке и введении в региональные системы повышения квалификации педагогических работников организаций среднего профессионального образования модульного курса об истории среднего профессионального образования, предусмотрев в нем разделы по мировой, российской и региональной истории СПО;

— о разработке и введении в региональные системы повышения квалификации педагогических работников организаций среднего профессионального образования модульного курса по истории педагогики, в первую очередь для педагогических работников, пришедших в систему образования из реальных секторов экономики;

— о рекомендациях региональным институтам развития среднего профессионального образования совместно с работодателями и федеральными учебно-методическими объединениями разработать и организовать проведение модульных курсов повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования по изучению истории развития отраслей экономики, предусмотрев в нем разделы по мировой, российской и региональной истории отраслей и социальных сфер;

— о реализации проекта «Народная книга педагога СПО» — лучшие практики образования в системе СПО;

— о создании профессиональной энциклопедии и Золотой Книги истории СПО;

— об активизации работы методических объединений, курсов и семинаров в каждой образовательной организации, в т.ч. межрегиональных, региональных, ведомственных школ педагогического мастерства;

— рекомендовать разработать комплексные программы по профориентации школа-СПО-ВУЗ при подготовке педагогов, мастеров ПО для системы СПО.

Обсуждение закрыто.