Золотарева Наталия Михайловна, президент Союза директоров организаций СПО России, советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель председателя комиссии по просвещению Общественной палаты Российской Федерации выступит на Национальном съезде учебной промышленности «УЧПРОМ — 2024»
Мы провели опрос среди членов Союза директоров, выяснили основные запросы, проблемы, предложения по вопросу обеспечения оборудованием учебного процесса, подготовили краткие тезисы выступления.
1 Какого оборудования, с Вашей точки зрения, сейчас больше всего не хватает организациям СПО (колледжам и техникумам)?
СПО в целом нуждается в современном оборудовании для качественного обучения, его приобретении, обновлении, обслуживании, ремонте.
Что касается учебного оборудования, то присутствует нехватка следующего оборудования:
- Комплексы, представляющие методическую связку симуляторы-тренажеры-промышленное оборудование: позволяют студентам освоить сложные процессы и технологии с минимальными затратами и рисками.
- Многофункциональное учебного оборудование. Учитывая высокую стоимость, важно, чтобы учебное оборудование использовалось в учебном процессе как можно более продолжительно, под широкий спектр учебных задач.
- Специальные программы для моделирования производственных процессов: помогают студентам лучше понять и освоить теоретические знания.
- Современное оборудование для кабинетов физики и химии: они необходимы не только для освоения общеобразовательного цикла, но и ликвидации пробелов в знаниях студентов и повышения качества.
- Необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к оснащению учебных заведений, включая методические материалы по организации учебной деятельности.
1 В каком оборудовании – учебном или промышленном, – больше всего заинтересованы колледжи и почему надо (или не надо) делать ставку именно на учебное оборудование?
Мы провели опрос среди колледжей и техникумов и выяснили, что для обеспечения качества профессионального образования имеется потребность в обоих типах оборудования.
СПО обеспечивает подготовку для производства, поэтому промышленное оборудование необходимо. Однако общеобразовательная, общепрофессиональная подготовка требуют учебного оборудования.
Хотелось бы затронуть еще проблему инициативных студентов. Многие студенты заинтересованы в создании собственных проектов и стартапов. Зачастую необходимо обращаться к специализированным ресурсам для реализации той или иной идеи, что может привести к ограничению инициативности и креативности. Создание рабочего пространства и лаборатории с междисциплинарным подходом (дает возможность студентам разрабатывать проекты, объединяющие несколько учебных областей), могло бы способствовать развитию предпринимательских навыков у студентов.
О чем будет Ваше выступление на съезде, решения каких ключевых проблем, стоящих перед директорами организаций СПО, Вы ждете?
Ключевые проблемы:
- Как обеспечить безопасный и бесперебойный доступ студентов к технически сложному оборудованию?
- Кто будет обслуживать дорогостоящее оборудование и как решить проблему финансирования ремонта и техобслуживания?
- Как уравновесить финансовые затраты на обучение по разным профессиям?
- Как обеспечить условия для работы энергоемкого оборудования в учебных заведениях?
- Как решить проблему нехватки оборудования для общеобразовательных предметов в СПО?
- Как обеспечить доступ к оборудованию для всех колледжей, а не только участников федеральных программ?
Доклад будет направлен на поиск решений обновления и развития материально-технической базы учебного процесса
Будут предложены ряд мер для повышения качества обучения в СПО, учитывая острую нехватку современного оборудования:
Финансовые решения:
- Пересмотр нормативов финансирования: необходимо увеличить финансирование по финансово-емким специальностям и профессиям, чтобы обеспечить приобретение необходимого оборудования.
- Создание единой ремонтной бригады: формирование единой бригады на уровне региона для обслуживания ПОО позволит оптимизировать расходы на ремонт и содержание оборудования.
- Развитие лизинговых схем:внедрение лизинговых схем сделает приобретение оборудования более доступным для колледжей.
Образовательные решения:
- Создание учебных полигонов:развитие учебных полигонов на базе организаций реального сектора позволит студентам получить практический опыт работы с современным оборудованием и овладеть базовыми навыками профессии.
- Федеральная программа оснащения оборудованием: разработка Федеральной программы по оснащению ПОО учебным оборудованием для общеобразовательных дисциплин, симуляторами по профессиональным циклам обеспечит унификацию и качественное обновление материально-технической базы.
- Государственная целевая закупка для групп колледжей: организация государственной закупки для групп колледжей из разных регионов, но одной специальности (например, сельское хозяйство), позволит снизить стоимость оборудования и обеспечить его эффективное использование.
Совместные решения:
- Учебные варианты оборудования:производителям оборудования следует разрабатывать учебные варианты оборудования и симуляционные расходные материалы, чтобы сделать процесс обучения более доступным и эффективным (например, вместо дорогих реактивов — недорогие, которы учат проводить производственный процесс), или не суперточный прибор.
Приглашаем к обсуждению обозначенных проблем, предложений.