photo_2024-10-25_10-50-32

Современное оборудование для СПО – ключ к качественному обучению и подготовке востребованных специалистов

Золотарева Наталия Михайловна, президент Союза директоров организаций СПО России, советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель председателя комиссии по просвещению Общественной палаты Российской Федерации выступит на Национальном съезде учебной промышленности «УЧПРОМ — 2024»

Мы провели опрос среди членов Союза директоров, выяснили основные запросы, проблемы, предложения по вопросу обеспечения оборудованием учебного процесса, подготовили краткие тезисы выступления.

1 Какого оборудования, с Вашей точки зрения, сейчас больше всего не хватает организациям СПО (колледжам и техникумам)?

СПО в целом нуждается в современном оборудовании для качественного обучения, его приобретении, обновлении, обслуживании, ремонте.

Что касается учебного оборудования, то присутствует нехватка следующего оборудования:

  • Комплексы, представляющие методическую связку симуляторы-тренажеры-промышленное оборудование: позволяют студентам освоить сложные процессы и технологии с минимальными затратами и рисками.
  • Многофункциональное учебного оборудование. Учитывая высокую стоимость, важно, чтобы учебное оборудование использовалось в учебном процессе как можно более продолжительно, под широкий спектр учебных задач.
  • Специальные программы для моделирования производственных процессов: помогают студентам лучше понять и освоить теоретические знания.
  • Современное оборудование для кабинетов физики и химии: они необходимы не только для освоения общеобразовательного цикла, но и ликвидации пробелов в знаниях студентов и повышения качества.
  • Необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к оснащению учебных заведений, включая методические материалы по организации учебной деятельности.

1 В каком оборудовании – учебном или промышленном, – больше всего заинтересованы колледжи и почему надо (или не надо) делать ставку именно на учебное оборудование?

Мы провели опрос среди колледжей и техникумов и выяснили, что для обеспечения качества профессионального образования имеется потребность в обоих типах оборудования.

СПО обеспечивает подготовку для производства, поэтому промышленное оборудование необходимо. Однако общеобразовательная, общепрофессиональная подготовка требуют учебного оборудования.

Хотелось бы затронуть еще проблему инициативных студентов. Многие студенты заинтересованы в создании собственных проектов и стартапов. Зачастую необходимо обращаться к специализированным ресурсам для реализации той или иной идеи, что может привести к ограничению инициативности и креативности. Создание рабочего пространства и лаборатории с междисциплинарным подходом (дает возможность студентам разрабатывать проекты, объединяющие несколько учебных областей), могло бы способствовать развитию предпринимательских навыков у студентов.

О чем будет Ваше выступление на съезде, решения каких ключевых проблем, стоящих перед директорами организаций СПО, Вы ждете?

Ключевые проблемы:

  • Как обеспечить безопасный и бесперебойный доступ студентов к технически сложному оборудованию?
  • Кто будет обслуживать дорогостоящее оборудование и как решить проблему финансирования ремонта и техобслуживания?
  • Как уравновесить финансовые затраты на обучение по разным профессиям?
  • Как обеспечить условия для работы энергоемкого оборудования в учебных заведениях?
  • Как решить проблему нехватки оборудования для общеобразовательных предметов в СПО?
  • Как обеспечить доступ к оборудованию для всех колледжей, а не только участников федеральных программ?

Доклад будет направлен на поиск решений обновления и развития материально-технической базы учебного процесса
Будут предложены ряд мер для повышения качества обучения в СПО, учитывая острую нехватку современного оборудования:

Финансовые решения:

  • Пересмотр нормативов финансирования: необходимо увеличить финансирование по финансово-емким специальностям и профессиям, чтобы обеспечить приобретение необходимого оборудования.
  • Создание единой ремонтной бригады: формирование единой бригады на уровне региона для обслуживания ПОО позволит оптимизировать расходы на ремонт и содержание оборудования.
  • Развитие лизинговых схем:внедрение лизинговых схем сделает приобретение оборудования более доступным для колледжей.

Образовательные решения:

  • Создание учебных полигонов:развитие учебных полигонов на базе организаций реального сектора позволит студентам получить практический опыт работы с современным оборудованием и овладеть базовыми навыками профессии.
  • Федеральная программа оснащения оборудованием: разработка Федеральной программы по оснащению ПОО учебным оборудованием для общеобразовательных дисциплин, симуляторами по профессиональным циклам обеспечит унификацию и качественное обновление материально-технической базы.
  • Государственная целевая закупка для групп колледжей: организация государственной закупки для групп колледжей из разных регионов, но одной специальности (например, сельское хозяйство), позволит снизить стоимость оборудования и обеспечить его эффективное использование.

Совместные решения:

  • Учебные варианты оборудования:производителям оборудования следует разрабатывать учебные варианты оборудования и симуляционные расходные материалы, чтобы сделать процесс обучения более доступным и эффективным (например, вместо дорогих реактивов — недорогие, которы учат проводить производственный процесс), или не суперточный прибор.

Приглашаем к обсуждению обозначенных проблем, предложений.

Обсуждение закрыто.